Последнее посещение: меньше минуты назад Текущее время: 18 дек 2017, 16:16

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]




 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Школа эффективного родителя. Урок четвертый.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2009, 14:27 
Не в сети
Участник
Участник

Зарегистрирован: 24 сен 2008, 10:15
Сообщений: 47
Совместные занятия - тема настолько важная, что ей мы посвящаем еще один урок. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия, и о том как их избегать.
Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок уже освоил, но все это он упорно не делает. Как быть в таких случаях, опять делать все с ребенком? Может быть, нет, а может быть и да. Все зависит от причин непослушания Вашего ребенка. Возможно, Вы не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это Вам кажется, что ему делать это одному легко. Наверное, если он просит: "давай вместе", то это не зря: возможно ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему просто нужно ваше участие, моральная поддержка.
Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрица-тельных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между Вами и ребенком, в Ваших взаимоотношениях с ним. Если Ваши отношения с ребенком давно испортились, не стоит думать, что Вам достаточно применить какой-то способ и все сразу пойдет на лад. Без дружелюбного, теплого тона они ни чего не дадут. Такой тон - самое главное условие успеха, и если Ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от Вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь, как Вы общаетесь с ним.
Главное условие - дружелюбный тон общения, а совместная работа - значит работа на равных. Не надо занимать позицию над ребенком, дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда то они и начинают сопротивляться необходимому, не соглашаться с очевидным, оспаривать бесспорное.
Сохранить позицию на равных не так-то легко. Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или инструкции.
Подобные средства - это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может самостоятельно ими пользоваться, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справится с делом самому.
Рассмотрим еще одну частую причину конфликтов при попытке сотрудничать. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит - не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети. Ошибка родителей не в том, что они очень хотят, чтобы ребенок научился выполнять новое дело самостоятельно, а в том, что они этого хотят, если можно так выразиться, вместо ребенка. Родители которые многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не хватает ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь.
Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему - учиться, читать, помогать по дому, - некоторые родители встают на путь подкупа. Они соглашаются "платить" ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что он мало эффективен. Обычно дело заканчивается тем, что претензии ребенка растут - он начинает требовать все больше и вперед - а обещанных изменений в его поведении не происходит. Почему? Психологический механизм следующий: человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это вознаграждение (или плату), то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняет характер, теперь он занят не личным творчеством, а "зарабатыванием денег". Обращайтесь как можно осторожнее с внешними побуждениями, подкреплениями, стимулированиями детей.
Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, т.е. незрелости детей - очень типично и абсолютно закономерно. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и интересом. Прежде всего, следует присмотреться, чем больше всего увлекается Ваш ребенок. Некоторые из этих занятий Вам покажутся пустыми или даже вредными. Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением. Хорошо если в сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. На волне интереса Вашего ребенка Вы сможет передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи.

ПОСТЕПЕННО, НО НЕУКЛОННО СНИМАЙТЕ С СЕБЯ ЗАБОТУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ВАШЕГО РЕБЕНКА И ПЕРЕДАВАЙТЕ ИХ ЕМУ.

Передача ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь - самая большая забота, которую Вы можете проявить по отношению к нему. Эта забота мудрая, она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а Ваши отношения - более спокойными. Процесс передачи ответственности ребенку очень не прост, его следует начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка.
Как это не парадоксально звучит, но Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью.

ПОЗВОЛЯЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ (ИЛИ СВОЕГО БЕЗДЕЙСТВИЯ). ТОЛЬКО ТОГДА ОН БУДЕТ ВЗРОСЛЕТЬ И СТАНОВИТЬСЯ "СОЗНАТЕЛЬНЫМ".

Итак задание первое.
Посмотрите, есть ли у Вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по Вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Лучше ли у него пошло дело с вами. Если да, перейдите к следующему заданию.

Задание второе.
Придумайте какое-то внешнее средство, которое могло бы заменить Ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, расписание, написанное правило или соглашение, таблица или что-то другое. Обсудите или обыграйте это вспомогательное средство с ребенком. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.

Задание третье.
Разделите лист бумаги вертикально пополам. Слева напишите "сам", справа "вместе". Перечислите в них те дела, которые Ваш ребенок решает и делает сам, и те в которых Вы обычно участвуете. Затем оцените, что из колонки "вместе" можно сейчас или в ближайшем будущем перенести в колонку "сам". Каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот успех Вашего ребенка.


Вернуться наверх
  
 
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot] и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB