Последнее посещение: меньше минуты назад Текущее время: 18 дек 2017, 16:12

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]




 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Школа эффективного родителя. Урок пятый.
СообщениеДобавлено: 26 фев 2009, 16:13 
Не в сети
Участник
Участник

Зарегистрирован: 24 сен 2008, 10:15
Сообщений: 47
Как слушать ребенка.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить или направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего - его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ "помогающего слушания", иначе его называют "активным слушанием". Что это значит - активно слушать ребенка?
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать "по имени" это его чувство или переживание. Скажем короче, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА - ЗНАЧИТ "ВОЗВРАЩАТЬ" ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВО.
Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Во первых:
Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо "читает" ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
Во вторых:
Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В третьих:
Очень важно в беседе держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка, может быть он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В четвертых:
В вашем ответе полезно повторить, что, как вы поняли случилось с ребенком и обязательно обозначить его чувство.
Конечно, может вы не совсем точно угадаете случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он поправит вас, будьте внимательны к поправке, и покажите, что вы ее приняли. Беседа по принципу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ее не просто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии и принесет полезные результаты уже в ходе беседы.
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание вашего ребенка (разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое).
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Тема повествования меняется, развивается, иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Постепенно можно обнаружить еще два замечательных изменения: дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей. Сами родители становятся более чувствительными к горестям и нуждам ребенка, легче принимают его "отрицательные чувства", со временем находят в себе все больше терпения, лучше видят как и отчего ему бывает плохо.
Получается что "техника" активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что "применяем" ее к детям, а она меняет нас самих. Когда вы ее овладеете, "техника" исчезает и переходит в искусство общения.

Задание первое.
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу, чувства ребенка. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие чувства, по вашему мнению он испытывает в этом случае.

(образец)
Ситуация и слова ребенок Чувства ребенка Ваш ответ

Когда я выходила из школы, соседский Огорчение Ты очень расстроилась
хулиган, выбил у меня портфель и из Обида было очень обидно
него все высыпалось

Ребенку сделали укол, плачет:
"Доктор плохой".

Старший сын - маме: "Ты всегда ее
защищаешь, маленькая, маленькая, а
меня никогда не жалеешь".

"Сегодня, на уроке математики, я ничего
не поняла, а все ребята смеялись".

Ребенок разбивает чашку: "Ой, моя
чашечка".

"Я сегодня первым написал и сдал
контрольную".

"Ну надо же, я забыла включить телевизор,
а там было продолжение фильма".

Задание второе.
По сути это продолжение первого задания. Напишите ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство ребенка, которое, по вашему предположению, он испытывает.
Примечание. Правильные ответы вы найдете на следующем уроке.

Задание третье.
То же самое делайте в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различного переживания, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив или увлечен и называйте в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.


Вернуться наверх
  
 
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot] и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB